Как и с чего начинать музыкальное обучение детей

Из педагогических наблюдений уже давно известно, что раннее обучение всегда благоприятствует развитию у любого ребенка определенных талантов. Это же утверждение касается и музыкального образования. Каждый родитель, желающий, чтобы его ребенок занимался музыкой, должен знать, что любовь к музыке необходимо прививать с самого раннего детства, практически с рождения. Именно с этого периода развития ребенка важно было бы создать для него музыкальную среду. Для этого рекомендуется периодически негромко включать легкую, светлую музыку, чтобы ребенок с рождения познавал интонационные и ритмические музыкальные формы.

Следующим этапом привлечения к музыкальному миру можно считать возраст 1-2 года, когда ребенку начинают напевать разные песенки. Учитывая тот факт, что в этом возрасте дети стремятся повторять звуки, которые они слышат, то и песенки нужно подбирать простые и коротенькие, чтобы они не были сложными для их восприятия. При этом можно использовать игрушки, с которыми любят общаться дети. Даже самый неусидчивый ребенок будет с удовольствием заниматься музыкой хотя бы несколько минут в день.

! Когда же можно направлять малыша для профессионального занятия музыкой? На этот вопрос есть множество разных ответов, которые зависят от музыкального слуха ребенка, от возможностей родителей. Но самым оптимальным ответом на этот вопрос будет определение возраста в 3-4 года – именно тогда, когда малыш сможет без проблем адаптироваться в детском саду.

Длительность уроков

Нужно помнить, что поначалу детям сложно сидеть на месте нужное количество времени, поэтому изначально для занятий музыкой требуется не больше 15 минут. В дальнейшем время занятий нужно постепенно увеличивать, доведя их до 30 минут. Что касается периодичности занятий, то наилучшим вариантом для общего музыкального развития будет 2 раза в неделю. Если же целью поставлено профессиональное обучение ребенка, то количество занятий можно увеличить до 5-6 раз в неделю. Главное – чтобы это нравилось ребенку.

Если говорить о начальных занятиях по обучению игры на музыкальных инструментах, то оно вполне возможно только в том случае, если игрой на этом инструменте хорошо владеют родители и таким образом могут профессионально помочь малышу.

Необходимо заметить, что желания только родителей мало. Довольно часто случается так, что их стремление приобщить своего ребенка к миру музыки оказывает прямо противоположный эффект, когда насильно навязанные занятия навсегда отбивают охоту у детей учиться. Поэтому приобщать ребенка к музыке нужно постепенно, чтобы обеспечить позитивное восприятие занятий.

Как уже говорилось, начинать занятия надо с небольшого количества времени, к тому же важно, чтобы в группе, где занимаются дети, было не более 3 человек. Сам ход занятий необходимо планировать так, чтобы обучение чередовалось с элементами игры – во избежание рассеивания внимания ребенка. Кроме того, на уроках необходимо комбинировать различные виды занятий – пение, игру на инструментах, прослушивание музыки, занятия ритмом.

Формирование музыкального вкуса ребенка во многом зависит от того, какую именно музыкальную среду выбирает для него родитель. Кроме того, большое внимание нужно обращать на выбор песен, предлагаемых детям для выучивания, поскольку музыкальный материал должен полностью соответствовать поставленным целям. В зависимости от возраста и навыков ребенка песни нужно подбирать так, чтобы они подходили ему по диапазону, по легкости заучивания, а также по гармоническому восприятию. Постепенно сложность заданий необходимо повышать, побуждая ребенка к импровизациям при исполнении.

Профессиональный подход

При профессиональном музыкальном обучении ведущую роль выполняет, конечно же, педагог по музыке, при этом роль родителей также невозможно переоценить. Она не должна сводиться только к тому, чтобы доставить ребенка на урок в класс. Искреннее участие в музыкальном обучении, а также личное участие, будут только заинтересовывать малыша, и повышать его уверенность в себе. Также немаловажную роль в данном случае играют своеобразные «концерты» перед друзьями и знакомыми, с которыми так любят выступать дети. Эти стремления нужно поощрять, поскольку, таким образом, у детей формируется артистизм и умение держаться в обществе.

Кроме того, нужно постоянно уделять внимание общему развитию ребенка, так как знание сюжетов сказок, детских книг дает возможность музыкальному педагогу широко использовать эти знания при музыкальных импровизациях на разные сюжеты.